среда, 3 августа 2011 г.

Защитись от истощения

Здесь не о похудании.

Так вот, по окончании последнего большого воскресного кросс-кантри-бега, в котором я умудрился поплутать в лесу, и когда уже возвращался домой на метро - я что-то почувствовал. Вернее это что-то я почувствовал на финише этого приключенческого пробега.
Подобное у меня уже было – один или пару раз после сложных 20-30 километровых кроссов.
У врачей это кажется, именуется – симптомы? Так вот симптомы таковы – чрезмерная общая слабость и даже апатия…
От места финиша до метро я полз 25 минут, - не до бега. В киоске купил бутылку минералки без газа. В вагоне почувствовал, что вода не помогает. Дома есть не хотелось, силой втолкнул ломтик мяса, банан и парочку аспаркама. Принял душ и рухнул спать. Через полтора часа я был уже почти жив и начал разбираться с симптомами.
Гипогликемия — резкое падение уровня сахара в крови. Как следствие — ухудшение деятельности клеток головного мозга, чувство голода, «сетка в глазах», дрожание конечностей, обильная потливость, расстройство сознания, падение работоспособности. Вероятность гипогликемии у марафонцев высокой квалификации ~1—3 случая из 10 стартов. Одна из основных причин — промахи в питании накануне старта, неадекватно высокий темп на начальной стадии марафона. (http://www.irc-club.ru/)

Ты знаешь я к питанию накануне больших пробегов относился как к чему-то отнимающему время – зачем завтракать, а потом ждать 2-3 часа чтобы стартовать. (В этот раз я съел банан до старта)
Читаю опыт одного парня на сайте: «Утром часа за два с половиной поел овсянки с изюмом и бананами, чай с сахаром. Нужно грамотно питаться и пить». (http://forum.ski.ru/)
Да овсянка – это длинные углеводы, которых хватает намного дольше, чем от быстрогорящего банана.

Гликогеновое истощение наступает, как правило, после 60-90 минут работы субмаксимальной интенсивности. И если ты прохлопал, то придется пожинать неприятные плоды.

Самое интересное, что один парень, комментируя мой недавний пост, уже намекал мне, что для таких пробегов одной водой не обойтись, надо и адекватное питание.
Вот его совет: «Я рецепт утащил у марафонцев: на 1 л. воды у меня идет 2 ст/л мёда (3 как-то слишком сладко), 1 лимон и 1/2 ч/л морской соли». (sglushakov)

И вот еще из Интернета:
- Питье - пил один раз, компот из сухофруктов (разводил 0.25л + 2 таблетки аскорбинки с глюкозой).
- Добавляю мед как подсластитель в настой овсянки, если использую его как подпитку на дистанции.
- На марафоне, естественно, употребляю :) (изотоник) (http://www.skisport.ru/)
Да, изотоники - это более серьезный подход к питью. Большая интересная ветка об изотониках есть на одном форуме в Интернете, - уже не раз натыкался именно на этот сайт.
Самый простой рецепт изотоника приготовленного в домашних условиях:
На 3 литра воды: 31 чайная ложка сахара (без горки); 56 грамм глюкозы (в порошке) - покупается в аптеке, где готовят лекарства по рецепту, стоит недорого; 2 грамма (пол чайной ложки без горки) хлорида натрия (обычная поваренная соль) (добавлять в жару). Можно добавлять сок лимона, апельсина или просто апельсиновый сок по вкусу, примерно до 300-400 мл.
Плюсы полученного раствора:
1. не очень приторный, хорошо пьется, с соком так вообще хорошо;
2. расход изотоника, по сравнению с водой, ощутимо уменьшается;
3. есть с таким изотоником хочется меньше;
4. низкая стоимость по сравнению с заводскими изотониками. (http://forum.bryansk-velo.ru/)

В общем, у меня появилась новая назревшая тема, в которой надо хорошенько разобраться и использовать в наших беговых приключениях.
А у меня на сегодня всё. Живи ярко! До скорой…