среда, 2 ноября 2011 г.

По следам «Венского вальса»

Ты знаешь, это открытие было совсем непохожим на те, которые нам частенько преподносят лесные тропинки. На этот раз путешествие приготовило встречу с настоящей историей, с настоящими людьми, которые жили давным-давно, когда нас ещё не было.
Для меня это был первый опыт, когда я смог прикоснуться к чему-то действительно важному и серьезному.
Казалось бы, обычная тропинка, обычный лесной проселок усеянный ямами и лужами, обычные для леса деревья, - ели и сосны…. И эти звуки, звуки Венского вальса….
Урочище Благовщина, невдалеке от деревеньки Малый Тростенец
Нет, это потом я вспомнил, что люди, о которых хранит память этот лес, были современниками того «трофейного фильма», фильма, где звучала чудная мелодия этого вальса.

Лесные дорожки видно специально вели меня к этому месту. Пробег по большому лесу продолжался уже более трех часов, а я не чувствовал усталости. И тут…
Я заметил лесную опушку, на которой к каждому дереву был прикреплен листок бумаги. Такого я никогда не видел и конечно подошел рассмотреть поближе:

Dr. Elsa Bienenfeld
Geboren am 23. August 1877 in Wien Musikwissenschafterin, Kulturredakteurin (Neues Wiener Journal, Frankfurter Zeitung) Musikschriftstellerin
Laut Karteikarte des Wiener Stadt- und Landesarchivs ist sie am 20, Mai 1942 nach Minsk abgereist Laut anderer Quelle am 30. Juli 1942 ... der jüdischen Gemeinde nach Maly Trostienec deportiert worden und seither verschollen.

На следующем листке был следующий текст:

OTTO HAHN 17.6.1931
DEPORTIERT AM 9.6.1942 AUS WIEN IN MALY TROSTIENEC ERMORDET AM 16.6.1942

Из листков я понял, что на них короткий рассказ из жизни обычных жителей австрийской столицы – Вены, которые в годы войны были сюда «deportiert» (депортированы). Грустный рассказ…
Невдалеке я заметил скромный памятный камень за крошечной оградой…
Мне показалось здесь все таким зыбким. Эти листки на деревьях, этот камень были такими беззащитными перед рядом проносящимися машинами-мусоровозами. Грохочущие «железяки» топтали грязную жижу в лужах и не обращали внимания на людей. Да, мне показалось, что каждое дерево с табличной было похоже на человека. Деревья были похожи на многие тысячи людей, которые здесь тоже когда-то были, и остались здесь навсегда…

Therese Platschak 5.8.1896 DEPORTIERT AM 9.6.1942 AUS WIEN IN MALY TROSTIENEC ERMORDET AM 15.6.1942
Когда после бегового путешествия я вернулся домой то попытался побольше узнать о месте, к которому меня вывела тропинка.
Урочище Благовщина, невдалеке от деревеньки Малый Тростенец под Минском…. История оказалась неоднозначной.

Так что же австрийцы? Они чужаки в нашей стране, они здесь ничего поделать не могут. Они могут лишь таким незамысловатым способом напомнить о том, что есть историческая память. Они могут лишь этими зыбкими листочками оградить деревья (или людей) от людей…
И европейцам совершенно непонятно почему место, где память имеют даже деревья, превращено в свалку. Почему здесь грязь и колдобины, и почему здесь снуют мусоровозы…
Урочище Благовщина, невдалеке от деревеньки Малый Тростенец
Читаю: «Белорусская столица – Минск, находится всего в двух часах лёту к северо-востоку от австрийской столицы, возможно, на краю Европы, но географически в центре континента. В сознании большинства австрийцев Беларусь является черным пятном».

Сейчас в столице объявлен сбор средств на сооружение нового здания музея войны. Возможно старое четырехэтажное здание, где он размещался, оказалось слишком маленьким или не достаточно величественным. Поэтому сейчас возводиться более новое административное здание для этих целей.
Только вот подумалось, а куда люди обычно ходят поклоняться исторической памяти…?
Скоро зима. Снег скроет все вокруг. Даже скроет грязь. И только скромные бумажные листочки так и останутся на семи ветрах…

Вот такой рассказ по следам одного из наших путешествий. Живи позитивно! До скорой…