вторник, 6 марта 2012 г.

Снимаем фильм в движении. #1 Сюжет, бег и мотивация.

Ну, вот наконец-то я и уделю этому вопросу должное место. Начнем с сюжета фильма, который ты собираешься снимать камерой с рук, в движении, например во время бега.
Мы с тобой не Стивены Спилберги и не Киги. У нас нет за плечами киноакадемий. У нас нет продюсеров и технической базы киностудий «Юниверсал Пикчерс» или «Двадцатый век Фокс». И мы не собираемся собирать миллионы зрителей в кинотеатрах.
Но есть одно общее, что нас объединяет с этими «монстрами» киноиндустрии – мы тоже снимаем кино. Вернее, если конкретизировать, - хоум-видео (в хорошем смысле этого понятия), или видеоподкасты. Мы снимаем видеосериал о трейл-раннинг-путешествиях.
Подумалось, что вначале надо вспомнить о мотивации, - без неё задуманный фильм может и не дойти до стадии просмотра.
Всё что ты делаешь бесплатно, зиждется только на твоей силе воли. Любой проект так и может остаться в нереализованных прожектах, если ты должным образом не мотивирован. У меня в интернет-закладках скопилось немало аккаунтов социальных сетей, владельцы которых на старте громко заявляли о своих намерениях, а спустя некоторое время опускали руки и забывали о том к чему пытались стремиться. Как обычно водится, с понедельника ты ввязался в личный проект под названием «Я завязываю с куревом», или «Я начинаю худеть, и должен сбросить 25 килограммов», или «Я завожу блог и буду его регулярно вести…», или, как в нашем случае - «Я начинаю снимать видеосериал». Как говорит статистика, только 20% людей затеявших подобный личный прожект, доводят его до вначале намеченного результата. Интернет очень показательное место, которое тому подтверждение. Сколько в сети позабытых позаброшенных сайтов? Тьма!
Следующее, что ты должен совершенно определённо понимать, это то, что результат твоего творчества нужен в первую очередь только тебе самому. Если твой проект будет зависеть от поддержки и одобрения сторонних наблюдателей, то ничего путного у тебя не выйдет, ведь ты зависишь от внешнего влияния и велика вероятность что вскоре ты всё начатое забросишь.

Я вспоминаю, как я начал снимать видеоподкасты. По прошествии года занятий бегом я понял, что мне не помешает дополнительная мотивация. К этому времени я уже сносно мог преодолевать себя и свою лень. К этому времени я уже понял, что способен регулярно, - через день, выходить на утренние пробежки. К этому времени я уже почувствовал, что бег способен приносить удовольствие. К этому времени я обзавелся блогом в Интернете.

Хорошо, что ты оказался в числе счастливчиков, у которых нет проблем с силой воли. Но дополнительная мотивация лишней не бывает.
- Меня хорошо мотивируют публикации в любимом журнале «Менс Хелс», его я читаю уже лет восемь. (Может быть, он меня подтолкнул в активной жизни?)
- Меня мотивируют чуть плетущиеся по улице прохожие с избыточным весом, или курящие развалившиеся на лавке. Не хочется становиться таким как они.
- Меня мотивируют видео любителей активного образа жизни на «Ютьюбе». Я всегда ищу новый фильм с какого-нибудь приключенческого пробега. Но подобных фильмов в русскоязычном сегменте интернета совсем не густо. Быть может, поэтому я начал снимать свои видеоподкасты?
- Меня мотивирует элемент приключения в наших беговых путешествиях. Для того чтобы получить интересный видеосюжет ты планируешь необычный маршрут, а он в свою очередь приносит тебе удовольствие от бега в нестандартном антураже, необычные встречи и личные находки.
Так вот, вернемся к вопросу съемки нашего видеоподкаста в движении.
В чем разница с «шедеврами киноиндустрии»?
- Ну, во-первых, в наших фильмах нет артистов. Абсолютно никаких артистов. Как правило, и оператор, и главный герой это ты сам. И никого рядом больше нет.
- Во-вторых, нет никакого сценария. Это, как правило, фильм-репортаж. У него разве что может быть предварительная идея, которая может воплотиться в сюжет фильма. В нашем случае для этой цели более всего подходит – «цель» (извини за тавтологию). Фильм, в котором рассказывается о путешествии куда-нибудь, к какой-нибудь цели, уже обладает сюжетной линией.
Чтоб фильм оказался более удачным необходимо стремиться, чтобы в нем по возможности все же присутствовали все составляющие художественного произведения:
Экспозиция. Анонсирование действия, программы бегового путешествия.
Завязка сюжета. Акцент на старте бегового путешествия.
Канва события, развивающая действие по восходящей.
Кульминация («Вот-вот и мы уже это сможем увидеть, буквально за этой горкой!»).
Развязка («Вот мы и прикоснулись к этому древнему камню, на котором, оказывается, видны древние рисунки!»).
Финал. Конец истории. Как правило, мне больше импонирует закрытый финал. Но иногда он может быть и открытым, Ведь как ты помнишь, в путешествии не может быть точного сценария, всегда остается место случаю.
Впрочем, бывает и так, когда из фильма ничего другого нельзя «выжать», как только последовательную констатацию окружающей действительности. Чаще всего это происходит в случае, когда заранее известна и канва сюжета и финал, - проще говоря, в нашем случае, это когда маршрут путешествия (пробега) не несет никакой новизны. Когда маршрут был изучен уже много раз.
Есть и одна поправочка. Допустим, если ты маунтинбайкер и, прикрепив камеру к рулю несешься с горы вниз, сквозь сосновый лес, то такой видеоролик будет зрелищным даже без всего остального. Динамичный экшн выглядит всегда очень выигрышно. Но даже в этом случае развязка должна быть обязательно. Ведь если фильм закончится раньше, чем велосипедист достигнет подножия горы, и ты не узнаешь, чем все разрешилось, то подобное видео, как правило, оставит негативное чувство. А вот благополучный исход, без травматичного финала вызовет положительные эмоции.
- В-третьих, продвижение в малонаселенной местности, в лесной глуши или в местах имеющих отношение к историческим событиям может таить неожиданные встречи, события или находки, которые могут стать ключевыми для поддержания сюжета фильма.
- В-четвертых, фильм ты снимаешь в первую очередь для себя. Вновь и вновь пересматривая отснятые ранее фильмы, приятно мысленно переносится на тропки интересных путешествий. Кроме того, подобное творчество очень хорошо мотивируют к занятиям, как бегом по пересеченной местности, как трейл-раннинг-путешествиями, так и просто активными видами досуга.
- В-пятых, видеосъемка ведется непрофессиональным мобильным видеооборудованием и имеет соответствующее качество. Может быть, поэтому, конечное видео я называю не документальным фильмом, и не видовым видеофильмом, а видеоподкастом. Продуктом вторичным по отношению к рассказу в блоге и к самому описываемому событию.
- В-шестых, в моем случае, периодичность выхода видеофильмов весьма частая, - три короткометражки в неделю. Столько же сколько и самих пробегов. Поэтому видеомонтаж выполняется любительскими программами видеомонтажа, без особых спецэффектов. К слову, подготовка к публикации даже такого видео занимает от одного до двух часов на один фильм, поэтому если у тебя нет много свободного времени на подобное хобби, то определи регулярность выхода видео другой. Например, раз в неделю, или раз в месяц. В этом случае за длительное время можно будет сделать более качественный видеомонтаж.
- Ну и в-седьмых, то, что нас с большими фильмами объединяет. Мое мнение, что «говорящая голова» в кадре это самое плохое, что только можно представить в фильме о динамичном действии.

Сегодня я не касался технических деталей съемки видео в движении (на бегу). С некоторой периодичностью я буду продолжать эту тему в следующих публикациях.
Что-то, как и заведено ты увидишь в сегодняшнем видеоподкасте.
А у меня на сегодня – всё. Живи ярко! До следующей…