пятница, 28 августа 2009 г.

Д-р Хаус?.. Нет, д-р Холтер...

Сегодня, как я и обещал, расскажу про одно испытанное на себе приключение. Но обо всём по порядку.

Я не раз напоминал, что бег, как и другая аэробная деятельность, специфическая для организма нагрузка, требующая пристального контроля над функциональным состоянием организма. И если при походе в тренажёрку тебе на ногу может свалиться тяжесть, и ты загремишь в гипс, то при бесконтрольном занятии бегом можно загреметь похуже, и уже на всю жизнь.
Некоторые манипуляции для определения физического состояния органов и систем организма, т.е. определения его функциональных способностей мы делаем регулярно. Например, я несколько раз во время бега, и пару раз после него измеряю ЧСС – частоту сердечных сокращений. Каждый раз после бега измеряю артериальное давление. Я не раз упоминал, как это делается. Надеюсь, что ты уже прочитал книгу Е. Мильнера «Выбираю бег!» там все классно описано. Впрочем, в сегодняшнем видеоподкасте есть краткий сюжет на эту тему.


Но вот как комплексно оценить свое функциональное состояние? Можно выполнить простейшие функциональные пробы, не требующие каких-либо приборов и приспособле­ний. Для их выполнения, например, необходимо несколько раз присесть, пробежать и замерить в течение какого времени ЧСС и артериальное давление произойдет полное восстановление их значений. Длительность восстановления зависит от интенсивности нагрузки, от активности человека при её выполнении и от функционального состояния сердечнососудистой системы. Анализ восстановительного периода после выполнения функциональных проб имеет важнейшее значение. Чем быстрее восстанав­ливается до исходных величин ЧСС и уровень артериального давления, тем выше функциональное со­стояние сердечнососудистой системы.

Но бывают и нюансы, которые сложно интерпретировать. Например, у меня сразу на финише запястный тонометр «Microlife» с функцией «pad wrist» - для определения аритмии, частенько сигнализировал об этом. Без врачей здесь никак не разобраться. И вот дальше всё из рубрики «Проверено на себе». Мне удалось испытать на себе метод американца Н.Холтера по электрофизиологической инструментальной диагностики - суточное мониторирование ЭКГ (холтеровское монитори́рование).

Исследование представляло собой непрерывную регистрацию электрокардиограммы в течение 24 часов. Запись электрокардиограммы осуществлялось при помощи специального портативного аппарата – кардиорегистратора, размером с пачку сигарет. Он на ремешке, перекинутом через шею, свободно свисал на уровне груди. От аппарата отходило несколько проводков к одноразовым электродам, прикрепленным к телу лейкопластырем.
Я был проинструктирован, что во время этих 24 часов необходимо вести свой обычный образ жизни (работать, совершать прогулки, заниматься спортом и т. п.), отмечая в специальном Дневнике точное время и ощущения со стороны организма. Обязательно необходимо было выполнить пешее восхождение по лестнице до того этажа, который физически доступен. Вообще, холтеровское мониторирование — один из популярных методов диагностики ишемической болезни сердца и нарушений сердечного ритма. Применяется при жалобах на сердцебиение и перебои в работе сердца — для выявления нарушений ритма и проводимости сердца... В моём случае была задача разобраться с неясной аритмией.

Приборчик был запущен в 13:00. В этот же день я за пару минут зашел с 1-го на 12-й этаж и записал в Дневник точное время и ощущения. Указал, например, то что начиная с 8-го этажа стал ощущать недостаток дыхания. Через некоторое время я еще раз поднялся, но на этот раз на седьмой этаж. Для того чтобы лечь спать приборчик прошлось подвязать к телу куском бинта.
На следующее утро я отправился на специально запланированный бег трусцой. Задача осложнялась требованием избегать обильного потоотделения, чтобы не отвалились электроды! Пришлось дистанцию разбить на два 15-минутных куска, а между ними сделать небольшой брейк-поинт во время которого я и записал блок сегодняшнего видеоподкаста. После финиша я с помощью тонометра измерил ЧСС и АД и данные занес в Дневник. Также в нем я записывал время, когда я интенсивно ходил по улице, когда отдыхал у телевизора, когда обедал. И это все с имеющимися комментариями.

После 24 часов эксперимента прибор с меня «демонтировали», а еще через сутки выдали результат исследования. Десятистраничный документ содержал не только резюме, но и кучу различных таблиц и графиков по оценке работы сердца.
Врач похлопала по плечу и сказала что-то типа - «здоров как бык». А кратковременныая аритмия у меня появляется на фоне повышенной физической активности и сразу после неё проходит. Индивидуальная физиологическая реакция, говорящая о некоторой избыточности нагрузки. Порекомендовала бегать в более свободном темпе, или не форсировать объемы.
Вот такой эксперимент.
Проверено на себе.